Рейтинг@Mail.ru
Мнение

АНГЛИЯ
The Times: гроссмейстер Гвардиола помог "Сити" осознать важность наличия пространства

Фото: Evening Standard
Мэттью Сайед из The Times восхищается игрой "Манчестер Сити" под руководством Пепа Гвардиолы в текущем сезоне.
В 1973 году американский ученый Герберт Саймон, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии, решил с помощью эксперимента испытать память специалистов по игре в шахматы. Он показал им расположение примерно 20 фигур в миттельшпиле [нем. mittelspiel — средняя часть шахматной партии], затем перемешал их, после чего попросил участников эксперимента расставить их так, как они стояли изначально. Все без труда справились с заданием. А вот у новичков получилось точно вспомнить расположение всего четырех-пяти фигур.

На следующем этапе эксперимента Саймон расставил фигуры не на основе реальной ситуации во время партии, а в случайном порядке. Новички вновь сумели вспомнить расположение всего четырех-пяти фигур, но и результат гроссмейстеров оказался не намного лучше – всего пять или шесть фигур.

Эксперимент наглядно продемонстрировал, что в шахматах гораздо важнее не наличие незаурядной памяти, а способность узнавать шаблон – позиции, часто встречающиеся в партиях. В процессе долгих тренировок гроссмейстеры запоминают все возможные сценарии партии, и в результате им достаточно всего лишь раз взглянуть на расстановку фигур, чтобы предугадать ход игры. Иногда это называют "дроблением". Именно поэтому лучших игроков очень трудно застать врасплох – они практически мгновенно выдают наилучший вариант.

Пример с шахматами пришел на ум в связи с впечатляющим началом сезона в исполнении "Манчестер Сити". Футбол – это тоже игра, основанная на шаблонах, правда, таких, которые охватывают не только время, но и пространство. Пожалуй, в этом состояла ключевая концепция Йохана Кройфа, одного из предшественников Гвардиолы на посту тренера "Барселоны", который оказал значительное влияние на испанца. Если в Бразилии всегда прежде всего ценилась техника игроков, а в Англии – самоотдача, то Кройф сосредоточил свое внимание на способах использования шаблонов.

Вот что писал британский журналист издания Financial Times Саймон Купер в своем фундаментальном исследовании, посвященном голландцу: "Кройф дал этому очень четкое объяснение в 80-е, во время телевизионной программы, в которой футбол сравнивался с балетом. Вначале он не хотел спорить с хореографом Руди ван Данцигом, но только вначале. Когда он начал объяснять ван Данцигу, что в тот момент, когда первый игрок передает мяч второму, третий должен бежать, чтобы получить пас от второго, хореограф перебил его и спросил: "Так ведь это хореография?" – "Именно!" - ответил Кройф. Футбол Кройфа напоминает танец в борьбе за пространство".

Ключевое слово здесь "хореография". Учитывая то, что любой игрок владеет мячом в течение всего одного-двух процентов игрового времени за матч, превзойти соперника можно лишь с помощью шаблонов, в которых задействована вся команда. К примеру, в передаче есть смысл лишь тогда, когда партнер занимает нужное пространство, а вместе с тем появляются новые варианты в тот момент, когда игроки делают ускорение, чтобы занять новые позиции. Игра "Барселоны" под руководством Кройфа – перемещение мяча между игроками, находящимися в постоянном движении – возможно, выглядит хаотично, однако она основана на использовании шаблонов.

Эту игру также можно сравнить с джазовой импровизацией. Казалось бы, это спонтанное явление, поскольку группы придумывают мелодию на ходу, однако при этом она соответствует строгим общепринятым музыкальным нормам. Вот как его описывает эксперт по сложным системам, профессор менеджмента и организационного поведения Фрэнк Джей Барретт: "Несмотря на то, что в любом джазовом коллективе участвует сразу несколько сольных исполнителей, в результате у них всегда выходит совместный продукт. Хорошая импровизация, пожалуй, в наибольшей степени, зависит от постоянного компромисса членов коллектива. Они находятся в непрерывном диалоге".

Неудивительно, что суть тренировочных методов Гвардиолы сводится к тому, чтобы добиться от игроков "кодировки", запоминания ходов и дальнейшего развития шаблонов. В "Барселоне" ему повезло с тем, что под его руководством находилась целая группа выпускников Ла Масии, академии "сине-гранатовых", которые были уже прекрасно знакомы с игровыми идеями Кройфа. На поле они взаимодействовали на уровне, близком к телепатии. Своего рода "коллективное дробление".

В "Баварии" Гвардиоле потребовалось время для того, чтобы добиться от игроков полного понимания данного аспекта игры. Первая тренировка под его руководством во время предсезонной подготовки команды состояла из оттачивания позиционной игры, при которой игрокам разрешалось касаться мяча всего один раз. Гвардиола удивил этим футболистов, которые ожидали занятие, состоящее в основном из кроссов и ускорений.

"В новом игровом фундаменте в лице трех игроков, расположившихся в форме "треугольника", очень важно в нужный момент предоставить каждому немедленную поддержку, чтобы на прежней скорости продолжить движение мяча и сохранить контроль над игрой", - пишет в своей книге Pep Confidential близкий друг Гвардиолы, испанский журналист Марти Перарнау, который подробно описал первый сезон Пепа во главе "Барселоны".

В замечательном интервью журналисту The Times Генри Уинтеру полузащитник "горожан" Кевин Де Брюйне рассказал о том, что в "Сити" Гвардиола придерживается примерного того же подхода: "Он уделяет большое внимание деталям, - сказал бельгиец. - Все знают, что нужно делать с мячом и без него. Никогда раньше не встречал тренера, столь внимательного к мелочам, к каждому аспекту игры".

Даже упражнения на выносливость игроки выполняют с мячом, что позволяет им точнее предугадывать движения друг друга. "В прошлом в качестве упражнений на выносливость использовали бег на 80-100 метров или на длинные дистанции. Мы же хотим, чтобы игроки как можно больше владели мячом и уделяем особое внимание взаимодействию", - рассказал сам тренер в интервью для книги Марти Перарнау.

При подготовке к матчам Гвардиола также делает акцент на пространство и время. В мае 2009 года, изучая видеозаписи матчей "Реала", с которым "Барселоне" вскоре предстояло сыграть, он принял решение задействовать Лионеля Месси на позиции девятого номера. Он отметил то, что центральные защитники "сливочных" Фабио Каннаваро и Кристоф Метцельдер, как правило, предпочитают находиться как можно ближе к собственным воротам, тем самым оставляя свободное пространство между линией обороны и полузащитой. Был уже поздний час, когда Гвардиола взял в руки телефон: "Лео, это Пеп. Я только что понял нечто важное. Действительно важное. Почему бы тебе не приехать. Приезжай, пожалуйста, прямо сейчас". В результате "Барселона" одержала победу со счетом 6:2 благодаря тому, что раз за разом использовала это пространство.

Возможно, не стоит слишком часто проводить параллели между футболом и шахматами, в особенности, если речь идет о таком тренере, как Гвардиола, который в 2012 году за обедом с Гарри Каспаровым признался в том, что ему все больше нравится клетчатая доска. В отличие от шахматных партий, сценарий которых можно предугадать, футболисты умеют проявлять инициативу и креативность. Важно то, что креативность в футболе проявляется постоянно: диагональная передача Де Брюйне в матче против "Стока" в ноябре была такой же эффектной, как и забегание Лероя Сане, который ее замкнул. Когда у игроков есть пространство, креативность проявляется в полной мере.

Кто-то скажет, что в работе Гвардиолы нет ничего выдающегося. Ему достались находившиеся на пике "Барселона" и "Бавария", а в "Сити" он может позволить себе тратить на трансферы столько, сколько пожелает. Но речь идет не о результатах, а об эстетической стороне. "Хаддерсфилд" оказался для них довольно трудным соперником. Возможно, они и не показали свою лучшую игру, но было заметно то, как они применяют различные шаблоны. Что, вне всяких сомнений, понравилось бы Йохану Кройфу.
970*90
320*50
468*60
ПРЕДЫДУЩИЙ МАТЕРИАЛ

РОССИЯ
Made on
Tilda