Рейтинг@Mail.ru
Матч

РОССИЯ
Суперстрасть. Открытие сезона в РФПЛ получилось ярким

Московское дерби "Спартака" и "Локомотива" в матче открытия сезона - вещь, которая изначально создает особую атмосферу. И не так уж важно, в какой роли подходит каждая из команд к Суперкубку России. В любом случае, обоим клубам последние годы есть что доказывать себе и болельщикам. Не стал исключением и данный матч, позволивший в числе прочего судить о готовности команд к новому сезону.
Матч, открывающий сезон, редко задает ему тон. Через месяц после завершения суперкубковой встречи мы обычно забываем результат, ход игры и даже ее героев. Команды не слишком часто выдают зрелище - возможно, дело в этом. А, может, чемпионат затягивает и оставляет на втором плане этот дебют сезона. Так или иначе, крайне редко можно увидеть "Спартак" и "Локомотив" в матче за Суперкубок России, и если учесть, что оба коллектива любят играть в атакующий футбол, мы были вправе ожидать занятный поединок. Однако он также получился и затянутым, и все самое вкусное игроки оставили на дополнительное время.

Массимо Каррера выпустил на эту встречу привычный состав по привычной схеме 4-2-3-1, в которой крайние полузащитник Промес и Луиз Адриано выступают в роли инсайдов, регулярно создавая трио с Зе Луишем. В центре обороны Джикии помогал Боккетти, а справа не нашлось места новичку команды Петковичу, и не исключено, что этот матч был самым важным именно для Ещенко, учитывая, что конкурент на его позицию прибыл довольно серьезный.

Сложнее было с расстановкой "Локомотива" на эту встречу, так как Юрий Семин фактически выпустил лишь двух защитников - оба центральные. Игнатьев должен был занимать позицию слева, а Баринов, опорник по специальности, - справа. Это крайне важный момент, когда двум острым футболистам чемпиона на флангах противостоят полузащитники. В центре поля железнодорожники создали мощный кулак Денисов-Тарасов и Миранчук над ними. Фернандеш и Фарфан встречу начали на флангах, таким образом, схема изначально смотрелась как 4-4-1-1.

"Локомотив" с самого старта решил применять высокий прессинг, стараясь не давать номинальным хозяевам взять игру под контроль. Как это часто бывает, центральные защитники "Спартака" уходили очень широко, чтобы начать атаку, вглубь отходил Фернандо, чтобы помогать избежать прессинга, и в случае с двумя оппонентами это работало. К пятой минуте команды обменялись ударами по воротам, но в целом этот дебют остался за красно-белыми. Активность была на обеих флангах атаки "Спартака", и стоит отметить старания Зе Луиша, который регулярно открывался под разрезающие передачи на ход между центрбеком Кверквелия и крайним защитником Бариновым. Эту зону форвард испытывал на прочность несколько раз в первые минуты.

Что касается "Локо", то красно-зеленые чаще пытались использовать скорость Фарфана, но первый опасный момент перуанец завершил не в своем стиле - ударом головой, после которого мяч угодил в перекладину. Почему латиноамериканец остался один в штрафной на стандарте - вопрос хороший. При этом Фарфан активно помогал обороне, отслеживая перемещения Комбарова и Попова на бровке. В целом, именно он был лучшим футболистом на поле в первую четверть часа.

К тому моменту железнодорожники уже перехватили инициативу, и оставляли сопернику возможность разве что для контратак - прекрасно ею пользовались как центральные защитники, так и опорник Фернандо, запуская то Промеса, то Зе Луиша идеальными дальними передачами. В целом, даже нечастые позиционные атаки "Спартака" не были продолжительными, и дело не в том, что они быстро теряли мяч. Среднюю линию поля красно-белые старались проходить коротким пасом в движении, и особая роль в этих маневрах была у фланговых футболистов. Однако мяч в середине не задерживался и у "Локомотива"- используя переводы из глубины, хозяева арены избегали прессинга со стороны оппонентов около центрального круга.

Ниже слева - зональный прессинг в исполнении "Локомотива", справа - в исполнении "Спартака"
К середине тайма спартаковцы, отбившись от нескольких наскоков, прижали соперника к его штрафной, однако в большинстве моментов центральные защитники "Локомотива" справлялись с угрозами, блокируя удары. Пожалуй, самым идеальным был шанс у Дениса Глушакова на 26 минуте, но его удар с 10 метров после навеса Комбарова получился не самым удачным. Капитан "Спартака" оставался один в этой ситуации, но преимуществом позиции не воспользовался.

В этом матче было больше борьбы, чем острых моментов. Тем не менее, тренерская мысль читалась с обеих сторон: оба соперника старались не задерживаться в средней трети поля, не чурались мелкого фола при зарождении чужих атак, практически не использовали коллективную опеку, старались максимально упростить доставку мяча к штрафной.

Однако это упрощение не связано с прямой игрой, как принято называть банальные забросы вперед.
Момент на 32 минуте, когда Фернандо выдал изумительный пас на Промеса, отрезав касанием всю линию обороны "Локо", говорит сам за себя. Мы об этом писали ранее, когда рассказывали о передачах на Зе Луиша из зоны левого инсайда.
Если атакующие игроки "Локомотива" искали пространство на бровках, в том числе забегая за спины крайних защитников, то их оппоненты в красной форме старались искать "каналы" по всему фронту обороны. Пример грамотного использования бровки - момент в концовке тайма, пришедший с левого фланга Игнатьева и завершившийся ударом со средней дистанции от Фернандеша. Голкипер Ребров не без труда отразил мощный выстрел, заняв, к слову, верную позицию на линии. Ещенко чересчур прижался к линии штрафной, практически не атакуя Игнатьева, и тот без препятствий создал опасную ситуацию для партнера.

По такой игре, описанной выше, довольно сомнительной была роль разыгрывающих полузащитников - Попова и Миранчука, до которых мяч доходил крайне редко, учитывая, что вся острота создавалась на флангах, к тому же, команды старались быстрее проходить среднюю часть поля. Разве что в командном прессинге как-то можно было обозначить указанных футболистов, но участие в созидании часто миновало обоих. После перерыва и Попов, и Миранчук активнее включились в игру. Болгарин вовсе стал едва ли не центральным действующим лицом в контратаках, когда оппоненты теряли мяч в центре поля, а молодой россиянин опасно пробил на 55 минуте из пределов штрафной, однако в очередной раз выстрел пришелся именно туда, где находился Ребров. Через минуту Попов оказался в аналогичной ситуации.

"Спартак" окончательно перешел на контригру, создавая моменты на встречном курсе, пользуясь либо ошибками соперника при контроле, либо собственной активностью при перехватах. Игра "Локо" впереди была крайне банальной - заброс на Фарфана или Ари, "съем" воздуха и подбор, но против Боккетти и Джикия такой футбол нельзя назвать эффективным. А вот "Спартак" терял шанс за шансом из-за плохого последнего паса или неточности при завершении. Все тот же Попов за 15 минут тайма четырежды прикладывался по воротам, но мяч дошел до Гильерме лишь раз. Суетливость Промеса и Луиза Адриано также отрицательно влияла на финальную стадию атак.

Первая замена произошла в середине второй половины - Жано появился вместо Попова, несмотря на всю его активность после перерыва. Однако эта замена напрашивалась еще до паузы, но очевидно, что тренерский штаб дал шанс болгарину проявить себя, и это заметно повлияло на его игру после 45 минуты. Тем не менее, атакам "Спартака" не хватало грамотного распоряжения мячом около штрафной соперника, и выход Жано в данном контексте выглядел логичным. Но скажем честно, мало что поменялось от замены.

При этом к концу тайма мяч перестал держаться у номинальных гостей. Семин не делал никаких замен, вероятно, надеясь, что они пригодятся в дополнительное время. Но отсутствие какой-либо мысли на поле и нарастающие угрозы у ворот Гильерме показывали, что откладывать дело в долгий ящик не стоит, иначе матч просто не перетечет в экстратаймы. "Спартак" все так же позволял сопернику контролировать мяч, но на подступах к финальной трети поля попросту включался в борьбу и отбирал его.

Во втором тайме потерялся на поле Зе Луиш. Контратаки шли через его партнеров, но как правило, мяч до форварда не доходил - пресловутый последний пас. К тому же, красно-белые все чаще разворачивали игру на края в завершающей фазе, но кроссы Комбарова и Ещенко не были убедительными. Каррера перед дополнительным временем выпустил Лоренсо Мельгарехо, который заменил тень Зе Луиша, отправившись при этом на правый фланг атаки, тем самым, роль центрфорварда отошла к Луизу Адриано.

Однако не он был главным актером на поле в те минуты. Промес прекрасно открывался на свободном пространстве, пользуясь как несвежестью защитников "Локо", так и точными передачами партнеров из глубины. Скорость позволяла голландцу без проблем находить свободные зоны за спинами оппонентов, но свою несвежесть оборона нивелировала огромным желанием, и то идеальный подкат Игнатьева, то двойной блок его товарищей на границе вратарской лишали Квинси преимущества.

И все-таки "Спартак" дожал противника, забив заслуженный мяч, воспользовавшись также неточностью соперника при передаче.
Никто не держал Мельгарехо, сместившегося справа в центр на позицию разыгрывающего, но также никто не контролировал движение Луиза Адриано, который мастерски убежал от Кверквелия и до сближения с Гильерме переиграл голкипера. Явная ошибка центральной оси "Локомотива": Тарасов и Денисов находятся от пасующего на расстоянии 3-4 метров, Пейчинович в полу-позиции, вследствие чего не успевает выполнить перехват, а грузинский защитник попросту не поспевает за нападающим. Одна замена и две перестановки на поле сыграли свою роль в этом матче.
После гола на поле стало больше Миранчуков, но меньше опорников. Гол "Спартака" показал, что количество хавбеков в этой зоне, как оказывается, не особо влияет на качество отбора, и Семин пожертвовал одним из них ради еще одного футболиста, способного хоть что-то создавать впереди.

Так или иначе, вся активность на чужой половине поля у "Локомотива" в этой встрече была связана с действиями Фарфана. Как только перуанец перестал получать мяч, открываться под передачи партнеров на скорости или в штрафной, футбол железнодорожников перестал быть острым. Перед матчем много говорили о любви Ари к голам "Спартаку", но очевидно, что сегодня в атаке команды главное лицо - отнюдь не он. Вдобавок к этому отсутствие глубины скамейки лишний раз подчеркивает, что в такой ситуации Семину и его команде в новом сезоне снова предстоит бороться за место в середине таблицы, учитывая также игру на три фронта.

Физически измотанная команда была если не уничтожена в дополнительное время чемпионом, который, наконец, нашел пути к воротам Гильерме, то замучена окончательно уж точно. Удар Промеса в ближний угол из-под Баринова не выглядел не берущимся, но вратарь не выручил. Как не выручил вскоре Ребров, довольно странно поведший себя во время штрафного удара в исполнении Фернандеша. В матче, который уже в кармане, голкипер вернул интригу за пять минут до его окончания.

Тем не менее, "Локомотив" не смог показать футбол, который можно считать достаточным для положительного результата. Конечно, после встречи было много разговоров о судействе, но спорных решений, повлиявших на исход матча, не было. Как бы не хотелось страдающим от избытка желчи в организме экспертам, давно не имеющим отношения к "Спартаку", но судьба матча решалась явно не в эпизоде с лежащими Адриано и Тарасовым (и об этом говорят эксперты от судейства). Железнодорожники могли выиграть этот поединок без красных карточек, но им не хватило качественной реализации в первом тайме, а после него команда растворилась на поле.

Дополнительное время сыграло на руку более свежему коллективу, в котором нашлось место скорости и остроте. И хотя "Спартак" тоже не был в оптимальной форме, что само собой разумеется, он был лучше готов к 2-часовому противостоянию, и два гола в экстратаймах говорят сами за себя.

"Локомотиву" стоит задуматься над длиной скамейки запасных, которая не выглядит оптимальной, учитывая, что их ждут матчи по четвергам и, скорее всего, по воскресеньям. Календарь у Семина будет самым сложным среди всех российских участников еврокубков, потому что клуб явно имеет нехватку футболистов в составе, способных изменить игру.

заглавное фото: Эдгар Брещанов
Made on
Tilda