Рейтинг@Mail.ru
Коротко

Первый матч "Арсенал" - "Бавария": триумфальное, но недолгое возвращение Гнабри, слалом Сане в стиле Марадоны и всепоглощающий Эдегор

Еврокубки
Именно Артета является заложником ситуации после первого матча — ему предстоит придумать что-то качественно новое, в то время как Тухель вполне способен повторить сценарий этого матча

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ, 1/4, первый матч
АРСЕНАЛ 2:2 БАВАРИЯ


"Арсенал" и "Бавария" впервые в истории личных противостояний подошли к матчу в вывернутых наизнанку статусах. Первые решают самые амбициозные задачи в АПЛ, показывая с точки зрения структуры, пожалуй, наиболее эффектный футбол в Англии. Вторые же завершают сезон в Бундеслиге на автопилоте, не решая привычных задач по защите титула. Конечно, в подобных реалиях Лига Чемпионов — единственный путь сохранить лицо и поддержать сыпящееся на глазах реноме гранда, однако чисто стилистически все команды Тухеля даже при должном результате никогда не показывали пассионарный, увлекающий собой футбол.

Против агрессивного футбола Артеты с действующими по всему периметру финальной трети вингерами Тухель отыскал классическую лазейку — бровочника, способного в идентичной оппоненту манере отбегать и на своем фланге, и в центре, и даже на противоположном. Альфонсо Дейвис прекрасно вжился в эту роль, по ходу первого тайма не просто подчищая в полуфланговом коридоре за Лаймером и Дайером (а подчищать приходилось часто), но и умело выходя из-под прессинга хозяев за счет скорости и дриблинга. Канадец несколько раз запускал контратаки мюнхенцев из центрального коридора, ситуативно оказываясь на позиции Горецки или Лаймера.

Впрочем, его подстраховка дуэта центральных защитников не помогла сдержать стартовый напор "канониров". Хозяева классно прижимали мюнхенцев справа, стараясь бить в самое уязвимое место обороны — Эрика Дайера. Именно на его совести первый пропущенный мяч: сначала защитник вовремя не выдернулся на набегающего Саку, а затем крайне нерасторопно выставил колено, даже не попытавшись выйти на контакт с ним.


Здесь важно напомнить, что мнимое конкурентное преимущество Эрика перед другими центральными защитниками "Баварии" — первый пас. Мнимое потому, что статистически англичанин почти не имеет превосходства перед Упамекано, мастерски выполняющим разрезающие вертикальные передачи. Тухель делает ставку на Эрика именно в надежде на его точные длинные пасы, а не оборонительные навыки. В этом матче, например, Дайер выдал наибольший объем передач в команде, а также был лидером по числу передач с продвижением (согласно данным проекта "Футбол в цифрах"), однако завершил игру четвертым с конца по показателю точности паса в составе гостей — хуже лишь у Кейна, Сане и Гнабри. Статистику ему подпортили именно длинные передачи, их точность едва превысила 50%.

Неточные передачи Дайера в этом матче

После забитого мяча "Арсенал" трансформировал билдап в привычном по сезону стиле: Эдегор садился глубоко, начиная атаки из домашней или средней трети, и сам же оказывался в нужное время на завершающем этапе.


Здесь, например, Мартин находится в самой низкой позиции, а наилучшим адресатом для его передачи является Сака, также севший на свою половину.

Причина, по которой норвежец исполнял роль оттянутого плеймейкера даже против нынешней — крайне инертной — "Баварии", проста. Артета желал создать численное преимущество в каждой из зон, а Эдегор, благодаря своему видению поля и двужильности, мог быть лучшим исполнителем тренерской задумки. Характерно, что в первом же эпизоде без прямого или даже опосредованного участия своего фронтмена "канониры" нарвались на голевую атаку "Баварии". Героем эпизода, как, впрочем, и всего первого тайма, оказался Лерой Сане, покативший изумительную по смелости, точности и скорости передачу на Горецку.


Тот выждал подходящий момент и отдал голевую на Гнабри. Стоит отметить, что Серж, совсем недавно вернувшийся в строй, сыграл в имманентном ему стиле. Его умные и своевременные, но вместе с тем скрытые рывки за спины соперникам — то, чего так не хватало мюнхенцам в финальной трети за полгода его отсутствия. Для понимания, почему именно седьмой номер "Баварии" привнес искомый конструктив, важно разобрать атаку детальнее. Изначально в самой высокой позиции, как и полагается, находился Кейн. Нападающий запрессинговал Габриэля, а затем выключился из эпизода, Мусиала же в момент передачи Сане только пересек центральную линию.


Конечно, именно с выноса Джамала гости и разогнали свой выпад, однако Гнабри, находившийся в первой трети, успел в итоге подняться выше всех и завершить атаку. Разумеется, с "разрешения" Уайта. Вообще дуэли между Гнабри и Уайтом, Дейвисом и Сакой, Лаймером и Эдегором — самые характерные эпизоды первого тайма, несмотря на две голевые атаки "Баварии" через противоположный фланг. Вторая, приведшая к пенальти, была словно отретушированной хроникой легендарного гола Марадоны в ворота сборной Англии. Сане оббежал половину команды соперника, споткнувшись лишь на ноге Салибы. Как отмечает Opta, "Арсенал" провел 62% своих атак до второго гола "Баварии" именно через правый край.


Ключевой паттерн второго тайма — перегруз "канонирами" полуфлангов в высоких позициях. Бесконечная итерация одного и того же механизма с подъемами Райса и Хаверца так и не принесла плодов, поэтому Артета пустил в бой Троссарда и Жезуса. Сработало: по итогам матча линия защиты "Баварии" упала ниже 35 метров (фантастические цифры даже по этому сезону), 75% попыток отборов гости совершили на своей трети — хозяева дожали и довели дело до забитого мяча.

Сразу после этого гости заметно включились. Более того, до конца матча нити игры зримо находились в руках "Баварии", а "Арсенал" явно боялся пропустить дома третий. К тому моменту Гнабри уже покинул поле из-за травмы подколенного сухожилия, которая вполне может поставить крест на его участии в ответном матче, — камео Сержа получилось лаконичным, но емким. На газоне материализовался не менее быстроногий и резкий Коман, благодаря которому мюнхенцы провели две очень опасные атаки, но даже в них "Арсенал" старался как держать линию защиты, так и сохранять персональные ориентировки.


Что до созидания, то за остроту в финальной стадии игры у хозяев отвечал Зинченко, заменивший Кивёра в перерыве. Александр придал динамики левому полуфлангу, чего не хватало в первом тайме. Подопечные Артеты вновь заискрили, поддерживая высочайший темп короткого паса. Именно благодаря Зинченко количество проникновений в радиус 20 метров от чужих ворот конвертировалось в качество.

Графика: "Футбол в цифрах"

Очевидно, что при Тухеле свои лучшие матчи "Бавария" провела лишь в стиле, присущем одиозному тренеру: владение — не самоцель, но переходные фазы — краеугольный камень всего созидательного креатива. Первая игра в этой серии была самым уверенным и показательным контратакующим действом с момента уверенной декабрьской победы над "Штутгратом" в схожем стиле.

Думаю, что именно Артета является заложником ситуации после первого матча — испанцу важнее придумать что-то качественно новое, в то время как его оппонент вновь ограничится схожим сценарием.

Telegram-канал автора

Вы можете поддержать наш проект. Все средства направляются авторам материалов