Рейтинг@Mail.ru
Коротко

Настало время освободить Родриго де Пауля

Италия
Лидер "Удинезе" перерос середняка итальянской Серии А. Материал Тома Андерхилла, блог First Time Finish.

В Аргентине есть такая поговорка: "Собака, которая лает все время, получает мало внимания".

Она учит спокойствию и терпению. Шумная собака – это та, которую не научили указанным качествам, и поэтому ее будут игнорировать. Тем не менее, в футболе такой метафоричной собаке часто приходится лаять все громче, чтобы ее заметили.

Родриго де Пауль – один из примеров. Он обладает всей стойкостью гончей, царапающей клетку и готовой к освобождению. И все же, хотя пословица, популярная в его стране, проповедует самообладание перед лицом свирепости, этот аргентинец находится на обоих полюсах.

Молодой де Пауль

Его история начинается в Буэнос-Айресе в 1994 году. Он стал частью молодежной системы "Расинга" и в 2012 году вошел в заявку команды на сезон.

То, что он заменил Мауро Каморанези в своем первом матче на взрослом уровне, было символично. Каморанези, который провел за сборную Италии более 50 матчей, был универсальным полузащитником, который мог играть как в центре, так и на краях. Карьера де Пауля могла пойти по жутко схожему пути.

Сыграв два сезона в "Расинге", он оказался в "Валенсии", так как привлек внимание соотечественника Роберто Айялы, спортивного директора испанского клуба в то время.

Но это был нелегкий переход. В возрасте 20 лет он был сырым и невостребованным, в то время как в клубе начался бурный период. Де Пауль был удален в первом же матче, и, несмотря на то, что тренер команды называл его "лучшим аргентинским талантом за пять лет", реализации этих слов на деле все никак не было.

Гари Невилл стал тренером "Валенсии" в 2015 году. Это высветило недостатки в видении клуба, а вместе с ним и молодого полузащитника, откомандированного обратно в "Расинг". Один гол в более чем 30 матчах за "Валенсию" просто не отражал его потенциала.

Удинезе" в 2016 году появится на горизонте, чтобы пригласить аргентинца по окончании сезона. И это ровно тот период, когда история де Пауля действительно началась.

Удине как дом для де Пауля

"Удинезе" является одним из середняков элитного дивизиона Италии уже на протяжении почти трех десятилетий. За период с 1995 года они поднимались на третье место и падали до семнадцатого.

Этот "эффект йо-йо" отчасти объясняется их манерой ведения дел и наличием талантов, которые рано или поздно покидают команду. Взбираются в верхнюю часть таблицы в одном сезоне, а в следующем пытаются не вылететь. Впрочем, с сезона 2013/14 "Удинезе" финиширует стабильно не выше 12-й позиции (в 2018/19-м). За это время в команде поиграл целый ряд известных футболистов.

Антонио Ди Натале. Алексис Санчес. Антонио Кандрева. Бруно Фернандеш. Гокхан Инлер. Алан. Хуан Куадрадо. Самир Ханданович. Все играли на стадионе "Фриули" в последнее десятилетие.

Родриго де Пауль в клубе с 2016 года, и это откровенно свидетельствует о его роли в том, что "Удинезе" остается в Серии А.

Становление

Де Пауль получил футболку с номером 10 по прибытии в "Удинезе". С 2004 года она принадлежала Ди Натале, забившему 191 мяч в лиге за черно-белых, сыграв рекордные для клуба 385 матчей.

Великий для Удине нападающий попрощался с клубом и передал свою футболку де Паулю. Огромная ответственность для игрока, который еще не нашел свое истинное призвание в Европе.

В своем первом сезоне аргентинец в основном играл в последней трети как правый нападающий или атакующий полузащитник. Он забил четыре гола и отдал два ассиста, а команда завершила чемпионат 13-й. В следующем сезоне "Удинезе" продвинется на одну строчку выше, а аргентинец прибавит к четырем голам теперь уже семь ассистов.

Шестнадцать голов и четырнадцать передач он запишет в актив в следующие два сезона. Ни один из игроков команды не приблизился к этому показателю с момента его приезда на "Фриули". Он явно стал звездным игроком в команде-середняке.

Статистический монстр

Уровни, на которых можно оценить игру Родриго де Пауля, обширны и разнообразны. Во-первых, это статистические показатели.

В сезоне 2020/21 "Удинезе" снова располагается в середине таблицы, на 12-й позиции. Тем не менее, результаты де Пауля позволяют ему конкурировать с ведущими футболистами чемпионата.

Целых 37 ключевых передач ставят его на второе место в лиге, а 82 паса в финальную треть позволяют входить в топ-5, тогда как 108 передач с продвижением на 10+ метров – второй по величине показатель в Серии А, а еще он входит в тройку лучших по количеству кроссов – 44.

Это объем экстраклассного распасовщика. Проникающие передачи, разнообразие в пасах в исполнении де Пауля остаются той тягой, которая позволяет держаться на плаву команде, забивающей в среднем один мяч за встречу.

Тем не менее, главным ассистентом на этом фоне в "Удинезе" стал Роберто Перейра, соотечественник де Пауля отдал четыре голевых передачи, поучаствовав тем самым более чем в четверти результативных моментов команды.

Тем не менее, де Пауль создает огромное количество ситуаций для удара, активно вовлекаясь в билдап. Его показатель в 68 действий, ведущих непосредственно к удару (SCA), уступает только цифрам Хакану Чалханоглу, лучшему созидателю Серии А в этом сезоне.

Склонность атаковать из глубины за счет индивидуальных действий и ведения привела к тому, что аргентинец набрал уже более 3,5 тысячи метров так называемых progressive carries – движений с мячом на чужой половине, продвигающим атаку на 5+ метров. Только у Тео Эрнандеса, фулбека "Милана", более высокий показатель.

Бремя креативного лидера, призванного не только угрожать чужим воротам, но и перемещать мяч из глубины – это то, с чем немногие смогут справиться. Однако прогресс де Пауля в таких условиях свидетельствует не только о редком таланте, но и о менталитете. Менталитет лидера, способного тянуть за собой команду.


Наблюдения

При всех статистических достоинствах Родриго де Пауя как топ-полузащитника наблюдать за ним – еще одна атака на органы чувств.

Даже учитывая его рост в 180 сантиметров, вряд ли можно точно определить с первого раза, кто именно на поле – де Пауль. Выдают его многочисленные татуировки. Самовыражение и артистизм за не самым непритязательным фасадом.

Действуя с мячом, он становится композитором для своей команды. Легкие, ловкие касания, совмещаемые с комфортной, если не с впечатляющей скоростью. Найти его – главная цель команды. После получения мяча он прорывается вперед, прежде чем отдать разрезающий пас вперед, вернуть его назад или ударить по воротам.

"Удинезе" играет со строгой структурой 3-5-2 с де Паулем справа в тройке полузащитников. Его смещения в центр позволяют фланговому фулбеку получать больше пространства на краю для передачи под дальнейший кросс. То, что аргентинец также способен пробивать по воротам благодаря своей позиции и смещениям к центру, можно назвать неким побочным эффектом.

Среднее расстояние, с которого Родриго пытается бить по чужим воротам, едва достигает 22 метров. Его роль в том, чтобы тащить мяч вперед из глубины, но правая нога, исполняющая роль отбойного молотка, очень важна для атаки в системе Луки Готти.

Если же ситуация не располагает к удару, то де Пауль может выдать навес в сторону вратарской, и в этом он чем-то напоминает Кевина де Брёйне.

"Удинезе" – не из числа команд, высоко или агрессивного прессингующих соперников. Вместо этого они будут сидеть глубоко, приглашая соперника на свою половину в надежде на быстрый переход с использованием своей "десятки". Де Пауль тоже не умеет прессинговать, а вместо этого стремится занять полезное пространство, в котором можно находиться на случай быстрой ответной атаки. Чуть более двух оборонительных действий в среднем за 90 минут в сезоне 2020/21 отражают его пассивную оборонительную природу.

Куда дальше?

Те, кто интересуется итальянским футболом в любой степени, следили за де Паулем с тех пор, как он впервые вышел за "Удинезе". Однако именно в последние три года он по-настоящему начал демонстрировать свой потенциал.

Летом 2020 года к аргентинцу начали проявлять интерес. "Лидс Юнайтед", вернувшийся в АПЛ, был в пределах досягаемости, чтобы оформить его переход. Это казалось идеальным вариантом. Агрессивный вертикальный стиль Марсело Бьелсы нуждался в таком плеймейкере. Де Пауль был пример футболиста, подходящего под шаблоны тренера-соотечественника. Однако, несмотря на огромный интерес со стороны самого игрока, трансфер провалился.

Мало кто из игроков пользуется таким уважением и при этом не претендует на роль прогрессивного центрального полузащитника. Об этом свидетельствуют такие игроки, как Танги Ндомбеле, Райан Гравенберк и Амаду Айдара. Де Пауль имеет больше опыта на фоне этих футболистов и явно готов приносить пользу сразу же, причем команде любого уровня.

Снобизм, который наблюдается в последние годы среди топ-клубов, уже давно ошеломляет. Если бы такие клубы, как "Арсенал", заглянули за пределы известного всем списка талантов, с которыми их постоянно связывают, они могли увидеть более многообещающих игроков.

Почему де Пауль все еще в "Удинезе"?

Когда-то было время, когда звезда команды-середняка должна просто ждать своего времени. Голодные и амбициозны топовые клубы, несомненно, отслеживает прогресс таких футболистов. Тем не менее, в последние годы наблюдается сдержанность со стороны более крупных команд в том, что можно назвать футбольным браконьерством.

Может быть, они не уверены в том, что один талант повлияет на их результат. Одно дело, когда ты выделяешься на фоне футболистов-середняков, где твой талант ярко сияет, и игра проходит через тебя постоянно.

Посмотрите на Джек Грилиша в "Астон Вилле", Уилфреда Заа в "Кристал Пэлас", Доменико Берарди в "Сассуоло". Каждый из них – талисман своей команды, отвечающий за атакующую функцию команды.

То же самое можно сказать и о Родриго де Пауле. Его статистика слишком хороша, чтобы ее игнорировать. Очевидно, что он блестящий полузащитник, способный раздавать классные передачи и продвигать мяч самостоятельно. Но будет ли то же самое в команде, где он просто станет "одним из"?

Это кажется излишним аргументом, но он единственный, который имеет смысл. Кто бы ни заключил сделку с аргентинцем, ему будут завидовать конкуренты. Будет множество вопросов, почему другие не сделали этого.

Не нужно уделять внимание самой громкой собаке. Тем не менее, иногда есть тот, про кого стоит сказать: он должен быть услышан. И это Родриго де Пауль. Пора ослабить поводок.