Популярный портал The Coaches' Voice — о том, как манипулировать пространством и оппонентами
Что такое игра на третьего?
Продвижение мяча вперед — одна из самых простых, но важных задач, стоящих перед футбольным тренером. "Игра на третьего" — один из наиболее эффективных механизмов, используемых для взлома чужих линий и достижения этой цели.
Прием применяется, когда команда, владеющая мячом, вытягивает оппонентов в зону владения. Два игрока обмениваются передачами, после чего третий совершает рывок под последующий пас. Таким образом, "игра на третьего" имеет решающее значение для подключения партнера в более выгодной позиции, когда его сложно найти прямой передачей.
Этот прием также может помочь создать численное преимущество там, где до того было 2v2. Создание перегрузов зависит от координации действий товарищей по команде, а также от правильного выбора времени для передачи и рывка. Игроки должны хорошо понимать мысль своих товарищей по команде, чтобы все движения и передачи были в унисон. Это касается и тех, кто даже не участвует в комбинациях, поскольку перемещения без мяча могут помочь создать пространство для вовлеченной тройки, включая, что очень важно, третьего футболиста в ней.
Как команды используют "игру на третьего"?
Найти такого игрока можно разными способами. Один из них связан с расстановкой в периоды владения мячом, когда футболисты располагаются на разной высоте и почти не задерживаются на одной линии, создавая более выгодные ситуации для передач. Использование всей ширины поля также важно для того, чтобы растянуть структуру соперника.
Что такое игра на третьего?
Продвижение мяча вперед — одна из самых простых, но важных задач, стоящих перед футбольным тренером. "Игра на третьего" — один из наиболее эффективных механизмов, используемых для взлома чужих линий и достижения этой цели.
Прием применяется, когда команда, владеющая мячом, вытягивает оппонентов в зону владения. Два игрока обмениваются передачами, после чего третий совершает рывок под последующий пас. Таким образом, "игра на третьего" имеет решающее значение для подключения партнера в более выгодной позиции, когда его сложно найти прямой передачей.
Этот прием также может помочь создать численное преимущество там, где до того было 2v2. Создание перегрузов зависит от координации действий товарищей по команде, а также от правильного выбора времени для передачи и рывка. Игроки должны хорошо понимать мысль своих товарищей по команде, чтобы все движения и передачи были в унисон. Это касается и тех, кто даже не участвует в комбинациях, поскольку перемещения без мяча могут помочь создать пространство для вовлеченной тройки, включая, что очень важно, третьего футболиста в ней.
Как команды используют "игру на третьего"?
Найти такого игрока можно разными способами. Один из них связан с расстановкой в периоды владения мячом, когда футболисты располагаются на разной высоте и почти не задерживаются на одной линии, создавая более выгодные ситуации для передач. Использование всей ширины поля также важно для того, чтобы растянуть структуру соперника.
Для того чтобы прием "на третьего" сработал, игрок должен сначала вытянуть соперника из позиции, продвинувшись вперед с мячом (иллюстрация выше). После того как соперник выдвинулся для прессинга владеющего мячом, его товарищ по команде может переместиться на освободившееся место. Затем можно отдать пас другому игроку, находящемуся рядом, который найдет того, кто переместился в эту брешь в структуре соперника.
В качестве альтернативы игрок может занять позицию между линиями, чтобы получить первую передачу. Затем он переводит мяч партнеру, который переместился в "слепую" зону, как на примере ниже:
Какие тренеры лучше всего используют "игру на третьего"?
Некоторые специалисты, в частности Пеп Гвардиола и Джан Пьеро Гасперини, известны тем, что в своих командах применяют эти паттерны для разрушения оборонительных линий. В "Барселоне" большое внимание уделяется "игре на третьего", поэтому, кто бы ни был ее тренером, они используют данный метод часто и эффективно.
Игра "Манчестер Сити" под руководством Гвардиолы основана на использовании атакующих треугольников. При этом предполагается, что у каждого игрока, где бы он ни находился на поле, всегда есть как минимум два направления для передачи. "Игра на третьего" имеет решающее значение для позиционного футбола.
В приведенном выше примере из матча "Сити" можно увидеть, что команда владеет мячом на границе финальной трети поля. Рахим Стерлинг держит мяч, а Жоау Канселу располагается в полуфланге для приема первой передачи в комбинации. Кевин Де Брюйне прорывается в пространство между центральными защитниками "Челси" и за их спинами. Замысел состоит в том, чтобы быстро доставить мяч от Стерлинга к Де Брюйне транзитом через португальского фулбека, несмотря на то, что Бен Чилуэлл перекрывает прямую линию передачи.
Если соперник опускается в нижний блок, то создать треугольники и линии для передач, подобные описанным выше, становится сложнее. Даже если они появятся, пасы потребуют большей точности и мастерства, поэтому выполнить их будет сложнее. Когда "Челси" отступил глубже против "Сити", это уменьшило пространство, доступное для атаки (иллюстрация ниже).
Если соперник опускается в нижний блок, то создать треугольники и линии для передач, подобные описанным выше, становится сложнее. Даже если они появятся, пасы потребуют большей точности и мастерства, поэтому выполнить их будет сложнее. Когда "Челси" отступил глубже против "Сити", это уменьшило пространство, доступное для атаки (иллюстрация ниже).
Подобная ситуация требует большего движения от игроков, находящихся ближе всего к владеющему мячом партнеру. Джон Стоунз хочет перевести мяч на Канселу, который перемещается за спины игроков "Челси". Это движение вызывает у обороняющихся сомнения: выдвигаться ли им и прессинговать или оставаться на своей позиции? Поскольку как такового открытого направления для передачи вперед нет, Стоунз отдает пас Бернарду Силве, который должен сыграть в пас на Канселу в темпе, позволяющем прорвать линию. Как только Канселу получает мяч, "Сити" ускоряет игру и пытается создать угрозу на более свободном пространстве.
"Аталанта" при Гасперини тоже использует треугольники в атаке. Бергамаски всегда ищут "третьего", чтобы поддерживать циркуляцию мяча и перемещать оппонентов с их позиций.
"Аталанта" при Гасперини тоже использует треугольники в атаке. Бергамаски всегда ищут "третьего", чтобы поддерживать циркуляцию мяча и перемещать оппонентов с их позиций.
На приведенном выше примере "Аталанта" развивает наступление в левом полуфланге, а игрок "Аякса" прессингует владеющего мячом оппонента. Команда Гасперини использует перевернутый треугольник, в котором один игрок — в данном случае Берат Джимсити — образует основу, а два партнера по команде находятся позади прессингующего игрока. Это Маттео Пессина и Робин Гозенс.
Позиции этих двух игроков создают две возможные линии для передачи: полуфланговую и широкую. Движение прессингующего игрока помогает решить, какой вариант выберет защитник с мячом. В данном случае Джимсити выбирает пас на Гозенса. Затем Пессина совершает забегание за спины защитникам, пока Дуван Сапата делает то же самое по центру.
Позиции этих двух игроков создают две возможные линии для передачи: полуфланговую и широкую. Движение прессингующего игрока помогает решить, какой вариант выберет защитник с мячом. В данном случае Джимсити выбирает пас на Гозенса. Затем Пессина совершает забегание за спины защитникам, пока Дуван Сапата делает то же самое по центру.
Наконец, на этом примере "Барселона" столкнулась с высокой линией "Реал Сосьедада". Каталонцы используют треугольник в центре поля с участием Лионеля Месси, Антуана Гризманна и Педри. Они комбинируют, а затем находят свободного игрока у боковой линии, Сержиньо Деста, открывающегося за спиной левого защитника. Комбинация передач в центре позволяет "Барселоне" сузить оборонительную структуру противника. Это позволяет создать пространство на флангах для "игры на третьего".
Вы можете поддержать наш проект. Все средства направляются авторам материалов
Вы можете поддержать наш проект. Все средства направляются авторам материалов