Рейтинг@Mail.ru
Коротко

Тактическая ошибка Карло Анчелотти показывает, почему современные команды избегают узких расстановок

Испания
Майкл Кокс в своей колонке для The Athletic — о причине поражения "Реала" в мадридском дерби (с нашими иллюстрациями из матча)

ЛА ЛИГА, 6 тур
АТЛЕТИКО 3:1 РЕАЛ

Если говорить о расстановках, то самым большим изменением в футболе за последние десять лет стало то, что узкие формации практически полностью вышли из моды.

Раньше команды, особенно итальянские и южноамериканские, часто использовали ромбы в полузащите и в основном играли без ширины в средней линии. В современном же футболе верят в необходимость продвижения мяча по флангам и растягивания соперника.

Катастрофическое выступление "Реала" в воскресном матче с "Атлетико" (1:3) продемонстрировало, почему узость линий может стать проблемой.

Карло Анчелотти использовал близкого родственника ромба — "елочную" расстановку (или 4-3-2-1). В свое время итальянец был среди топ-тренеров, наиболее ассоциирующихся с подобным подходом, и активно использовал эти две системы в восьмилетний период работы в "Милане", превратив его в самую грозную команду Европы.

В свое время Анчелотти был приверженцем системы 4-4-2, но сейчас он ориентируется на игроков и выбирает расстановку в зависимости от того, какие футболисты находятся в его распоряжении. В условиях, когда "Реал" все еще переживает потерю Карима Бензема, а Винисиус Жуниор отсутствует, Анчелотти выбрал схему 4-3-2-1 с Лукой Модричем и Джудом Беллингемом за спиной Родриго, который должен был открываться в зоны между защитниками.

Проблема "Реала" заключалась в том, что "Атлетико" использовал схему 3-5-2, в которой два фланговых защитника — Науэль Молина и Лино — при любой возможности устремлялись вперед. Кто же, не имея естественной ширины, сможет закрыть угрозу "Атлетико" в широких зонах?

Казалось бы, ответ на этот вопрос должен был быть найден в лице хавбеков, расположенных по обе стороны тройки полузащиты "Реала". Но этот выбор показался опасным уже на первой минуте. Тони Кроос остается великолепным пасующим — и впоследствии забил великолепный мяч в этой встрече, — но ему не хватает мобильности для такой работы.

Когда Кроос выдвинулся вперед, чтобы закрыть Молину, левый защитник Фран Гарсия сместился выше, накрывая полузащитника "Атлетико" Маркоса Льоренте, и это создало пространство для Молины, в которое он и ворвался. Кроос не успел за ним, и Молина оказался в выгодной позиции для кросса.

Первый мяч был забит всего через три минуты и оказался до ужаса простым. "Атлетико" перевел мяч на левого защитника Лино. И если проблема Крооса заключалась в недостаточной подвижности, то это не должно было стать проблемой для сверхэнергичного Федерико Вальверде, но он не спешил закрывать фланг, позволив Лино сместиться и отправить мяч в штрафную, где Альваро Мората кивком головы отправил мяч в ворота. 1:0.


"Атлетико", как и следовало ожидать, играл очень компактно, в узком блоке 5-3-2, причем оба центральных нападающих занимали свои фирменные позиции и действовали скорее как полузащитники, чем как форварды.

У "Реала" ширина поля обеспечивалась исключительно за счет высоко выдвинутых крайних защитников, причем ни один из них не представлял серьезной угрозы для атаки.

Но узость "Реала" была скорее проблемой, когда они уходили со своих позиций — наглядным примером может служить тот момент, когда "Атлетико" совершил переключение передачей от одного вингбека другому. Они знали, где находится пространство — на внешней стороне блока "Реала".

Второй мяч был забит на 17-й минуте. Снова все началось с передачи на Лино, который открылся на свободное место. На этот раз закрывать его пришлось правому защитнику Лукасу Васкесу, а Вальверде должен был следить за Саулем. Но он не уследил, и Сауль проскочил, получив пас от Лино.


Антонио Рюдигер, не зная, что ему делать — накрывать игрока или ждать кросса, застрял в полупозиции. В это же время его партнер по центру обороны Давид Алаба отвлекся на забегание Мораты к ближней стойке, что позволило Антуану Гризманну открыться и пробить головой в дальний угол. 2:0.

При таком счете "Атлетико" мог довести дело до 3:0 за счет атаки по правому флангу. И снова ситуация очень проста. Молина оказался против Крооса и был готов проскочить мимо него по флангу. Главное — увести левого защитника Гарсию из позиции.

Это работа Гризманна — он действовал в подыгрыше и позволил Коке перевести мяч на Молину, который рванул мимо Крооса. Его прострел перехватывают.

Через три минуты — аналогичная ситуация, но уже с Молиной на вбрасывании и Льоренте в роли оппонента против Крооса. И снова он изолирует немца и заставляет своего оппонента догонять. И вновь "Атлетико" нужно просто вывести Гарсию вперед с его позиции. На сей раз это делает Мората, подключаясь к игре. Молина отдал мяч на линию штрафной Льоренте, чей прострел на Сауля перехватил Кепа.

Кроос вернул "Реал" в игру, и Анчелотти попытался изменить ситуацию в перерыве, выпустив вместо Модрича полноценного нападающего Хоселу.

Но уже через 30 секунд второго тайма "Атлетико" забил третий — снова ударом головой поле кросса с левого фланга. Исполнение было аналогично второму голу.


Васкес сосредоточился на левом защитнике Лино, а Сауль снова протиснулся в пространство за его спиной. Гризманн, как и в целом по матчу, хорошо связал игру.

И тут та же ситуация в центре — Рюдигеру пришлось выдвигаться, но он не успел накрыть передачу, а Алаба снова отвлекается на бегущего к ближней стойке. Это означало, что Морате никто не помешает открыться под кросс. 3:1.


Анчелотти подвергся серьезной критике за свой подход и выбор состава на эту игру, и вполне можно поставить под сомнение некоторые решения.

Гарсия выглядел перегруженным на позиции левого защитника в своем первом дерби, в то время как угроза штрафной в лице Хоселу мог бы дать команде больше против глубокой обороны, а энергичность Тчуамени была бы полезна в полузащите.

Но, в конечном счете, вы знаете, что выберет Анчелотти — систему, ориентированную на игроков, а состав "Реала" на данный момент кажется неубедительным, несбалансированным и легковесным в атаке.

Вы можете поддержать наш проект. Все средства направляются авторам материалов