Рейтинг@Mail.ru
Аналитика
20 ноября 2018

ПРЕМЬЕР-ЛИГА
Игра на "третьего": как "Челси" развивает атаки при Маурицио Сарри

Тим Палмер / Timpalmerfootball
Можно сказать, что старт карьеры Маурицио Сарри в «Челси» выдался удачным – его подопечные не проигрывают на протяжении вот уже 12 туров в АПЛ. Футбольный тренер и аналитик из Австралии Тим Палмер на страницах личного блога рассуждает о новшествах в атакующей игре лондонцев, которые привнес в футбол «аристократов» итальянский специалист
Безусловно, по сравнению с эпохой Антонио Конте – предшественника Сарри на посту наставника «Челси» – игра команды претерпела ряд изменений, прежде всего, стилистических.

Теперь акцент сделан на продвижении мяча за счет комбинационной игры (даже если противник организует высокий прессинг у ворот «Челси»), а также на попытках оказать высокое давление на половине поля противника, мешая ему начинать атаку.

Наиболее значительные изменения коснулись схемы игры. Конте оставил после себя наследие в виде расстановки 3-4-3 – той, что принесла ему и его подопечным чемпионский титул в сезоне 2016/17. После этого АПЛ захватил тренд на игру в три центральных защитника.

В отличие от своего предшественника Сарри использует схему 4-3-3 с двумя «десятками». Одной из главных задач в атакующей системе итальянца является освобождение игроков в зоне перед оборонительными линиями соперника. Под линиями в данном случае понимается горизонтальная расстановка игроков при обороне – например, две линии по 4 игрока и одна передняя линия в 2 игрока при схеме 4-4-2.

Для того, чтобы добиться этого, Сарри разработал ряд моделей игры, которые команда использует для эффективной организации атакующих действий. Это так называемые движения третьего – вид перепасовки, в котором, как можно догадаться, участвуют три игрока: первый игрок пасует на второго, находящегося, как правило, под давлением, а тот максимально быстро переадресует его третьему игроку, который остается свободным.

Игра на третьего – это относительно простой футбольный прием, которому, например, активно обучают юных футболистов. Однако простота не делает его менее эффективным, особенно в том случае, когда необходимо пройти прессинг или избавиться от персональной опеки.

Такую комбинацию «аристократы» очень часто используют для того, чтобы позволить своему опорнику, Жоржиньо, открыться под передачу за первой линией обороны противника.

Начинается она с того, что кто-то из центральных защитников продвигает мяч вперед, в то время как первая линия обороны соперника перекрывает линию передачи на Жоржиньо, а вторая лишает «десяток» «Челси» свободного пространства.
Центральный защитник (первый игрок) пасует на одну из «десяток» (второй игрок, под давлением), а тот в одно касание отдает передачу опорнику (третий игрок). Это позволяет подопечным Сарри решить две проблемы сразу: сбросить первую линию прессинга и разбить построения второй линии (поскольку игрок, опекающий «десятку», должен выдвинуться со своей позиции, чтобы не потерять опекаемого)
Такая простая, на первый взгляд, комбинация помогает продвинуть мяч ближе к чужим воротам и одновременно «устранить» игроков в защитных порядках соперника.
Другой вариант использования лондонцами подобной комбинации – розыгрыш мяча на «девятого номера» (центрального нападающего), который далее скидывает мяч «десятке» или опорнику
В приведенном ниже отрезке матча с ПАОКом показано, как эффективно работает такая комбинация. Обратите внимание на то, как Мората, выступающий в роли «второго игрока», своим движением создает возможность развить атаку дальше, за спинами защитников, и как он притягивает к себе внимание этих самых защитников в момент приема мяча.
Впрочем, необходимо отметить, что такая комбинация является менее эффективной – в силу того, что Мората испытывает определенные трудности при приеме мяча спиной к воротам и под давлением со стороны противника.

Кроме того, игроки «Челси» используют такие комбинации тогда, когда необходимо широко развивать свои атаки. В этих случаях в комбинации участвует вингер: он может либо открыться под передачу под давлением, превратив крайнего защитника в «третьего игрока», либо может сместиться ближе к центру, к позиции «десятки».

Еще одна «разновидность» такой комбинации – смещение Азара со своего левого фланга и создание перегруза в зоне за второй линией обороны противника.
Обычно бельгиец занимает место между двумя центральными полузащитниками соперника, формируя, тем самым, ромб с опорником и «десятками» «Челси», что позволяет его партнерам использовать его как «второго игрока» (чтобы он в касание передал мяч кому-то из полузащитников) либо как «третьего игрока» (чтобы он принял скидку мяча от центрального нападающего)
Интересная деталь: движение «третьего» необязательно подразумевает, что при развитии атаки сначала последует передача вперед, а затем скидка мяча назад. Мяч, забитый Азаром в ворота «Кардиффа», наглядно демонстрирует, как иначе может развиваться такая комбинация.
Акцент Сарри на развитии таких комбинаций не является чем-то новым или революционным для мира футбола. На самом деле, комбинация «пас вперед – скидка назад – снова пас вперед» (с участием центрбека, «девятки» и кого-то из полузащитников) очень часто используется при игре по схеме 3-4-3. Наставник «Челси» просто поменял схему и изменил позиции игроков на поле, в то же время сделав упор на быстрые короткие передачи, при помощи которых его подопечные могут проходить прессинг соперника.
Впрочем, стоит отметить, что команды все чаще и быстрее учатся перекрывать линии передач на «второго игрока» и не давать свободного пространства «третьему» при приеме, что может свести на нет все усилия «Челси» по продвижению мяча в атаку.

Еще одна проблема заключается в скорости, с которой «аристократы» двигают мяч – чем медленнее они это делают, тем проще сопернику закрыть всех свободных игроков команды Сарри. А скорость продвижения мяча зависит от того, насколько качественно футболисты могут видеть возможности для развития атаки и как быстро они могут комбинировать.

Скорее всего, игра на «третьего» и дальше будет оставаться одним из основных компонентов игры в системе Сарри. Однако если лондонцы хотят, чтобы их серия без поражений продлилась и дальше, им необходимо развивать свою комбинационную игру.
ПРЕДЫДУЩИЙ МАТЕРИАЛ

ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ
Читайте также
Made on
Tilda