Рейтинг@Mail.ru
Аналитика
17 сентября 2018

СЕРИЯ А
4 тур
"Наполи" впервые в чемпионате не пропустил, переиграв "Фиорентину"

После разгромного поражения в предыдущем туре от «Сампдории» новому «Наполи» предстояло принять на своем «Сан Паоло» «Фиорентину» Стефана Пиоли, которая в двух стартовых турах не потеряла ни одного очка и пропустила лишь один мяч при забитых семи. За центральной встречей четвертого тура в Серии А внимательно наблюдал Михаил Юрин
Чувствительное поражение в Генуе, ни одного «сухаря» в трех матчах вкупе с продолжающимся поиском оптимального сочетания на поле привели к тому, что Карло Анчелотти совершил целых пять перестановок в стартовом составе.

В воротах вместо Оспины появился Карнезис, пару центральных защитников составили Кулибали и Максимович, в центре поля вместе с Алланом и Зелиньски вновь вышел Гамшик, а атакующую тройку составили хорошо всем знакомые Кальехон, Инсинье и Мертенс. В отличие от состава Анчелотти не стал менять схему – неаполитанцы по-прежнему используют расстановку 4-3-3, которая, впрочем, легко трансформируется в 4-4-2.

С аналогичной (на бумаге) схемой вышла играть и «Фиорентина». Пиоли пришлось прибегнуть к одной вынужденной замене – в воротах вместо Лафона появился молодой Драговски. Кроме того, в центре поля место Фернандеша занял Верету – французскому опорнику предстояло закрыть пространство в центральной зоне между обороной и полузащитой «фиалок».

С первых минут матча «Наполи» прибрал инициативу к своим рукам. Подопечные Анчелотти перешли к позиционному нападению: при начале атак «партенопейцы» выстраивались по схеме 2-4, в которой фланговые защитники поднимались на уровень центральных полузащитников, вжимая «Фиорентину» на ее половину поля. Неаполитанцы сделали ставку на скорость и контроль мяча и принялись методично расшатывать оборону «фиалок».

В центре поля Гамшик и Аллан занимали места ближе к своим воротам, в то время как Зелиньски действовал больше в атаке. Такое расположение отражает ход тактических мыслей Анчелотти на старте сезона, который видит в капитане «Наполи» нового главного режиссера игры команды вместо ушедшего в «Челси» Жоржиньо.

При этом в помощь к словаку был отряжен Аллан, который помогал Гамшику сбросить с себя лишнее давление полузащиты «Фиорентины» и помогал с основной созидательной задачей – направлением вектора атак неаполитанцев. Оба хавбека своими передачами из глубины старались отрезать полузащиту «фиалок» и найти партнеров по команде.

Если Аллан и Гамшик выполняли роли глубинных плеймейкеров, то Зелиньски, как было отмечено, играл чуть выше, связывая действия полузащиты и атаки «Наполи». При атаках своей команды поляк действовал ситуативно, чаще всего, будучи привязанным к правому полуфлангу. Он активно искал свободное пространство, где либо получал мяч (и в дальнейшем переадресовывал его свободным партнерам – в том числе и на подключавшихся Руя и Кальехона), либо стягивал на себя внимание оппонентов и оставлял зону открытой для товарищей.

Чаще всего это происходило против Верету: француз действовал в центральной зоне и перекрывал линии передач на функционировавшего за ним Инсинье; в ответ на это Зелиньски стал чаще подниматься к Верету и уводить его за собой – иногда это срабатывало и помогало Гамшику и Аллану разрезать полузащиту «Фиорентины» по центру.

В атакующей линии главная роль принадлежала Инсинье. Итальянец зачастую менялся местами с Мертенсом и уходил играть в центр, где брал на себя роль одного из главных конструкторов атак «Наполи»: искал свободное пространство, вытягивал за собой защитников и взаимодействовал с фланговыми игроками.
Особенно важной оказывалась работа Инсинье между линиями, поскольку умение итальянца находить бреши в оборонительных порядках «фиалок» помогало неаполитанцам преодолевать массированную защиту команды Пиоли
Вместе со смещениями Инсинье в центр важным элементом атакующих действий «Наполи» оказывалась работа Кальехона и Мертенса. Оба действовали ближе к флангам, отвлекая на себя внимание оппонентов и позволяя фланговым защитникам своей команды подключаться в атаку по бровке.

Вместе с тем, каждый из них выполнял немного разную работу: так, бельгиец больше действовал без мяча и стягивал на себя внимание защитников «Фиорентины», что позволяло Марио Рую постоянно подключаться к атакам (чаще, чем Хюсаю на противоположном фланге) и прорываться к штрафной площади соперника.

Кальехон также большую часть времени в атаке проводил в полуфланге, однако испанец чаще всего искал пространство для подключения в штрафную под передачи из глубины. Такие маневры позволяли ему продавливать зону Бираги и получать мяч в штрафной площади либо вблизи нее и создавать угрозу у ворот Драговски.

В обороне подопечные Анчелотти действовали по схеме 4-4-2: впереди давление создавали Мертенс и Инсинье, в то время как Кальехон опускался в полузащиту.

Испанец действовал ситуативно и не был привязан к позиции правого полузащитника при обороне: он мог и «поддушить» защитников «Фиорентины», включив прессинг и поднявшись к Инсинье с Мертенсом, и занять место правого защитника, если это требовалось для сохранения структуры обороны – так, Руй часто выбрасывался вперед на своем фланге, стремясь забрать мяч, что и приводило к перестроениям в защите «партенопейцев».
Неаполитанцы стремились высоко встречать подопечных Пиоли: они позволяли защитникам «фиалок» спокойно разыгрывать мяч между собой, но, в то же время, перекрывали линии передач в полузащиту
Это вынуждало футболистов «Фиорентины» либо развивать атаку через фланги (где хозяева включали прессинг), либо уповать на длинные верховые передачи в сторону Симеоне, которые, чаще всего, ни к чему не приводили.

Если же «фиалкам» удавалось быстро перейти из обороны в атаку, в дело вступал Кулибали: сенегалец часто подключался к центральному кругу, где накрывал полузащитников соперника и стремился отобрать у них мяч – либо, если это не получалось, сорвать быструю атаку. Таким образом неаполитанцы стремились лишить «Фиорентину» одного из главных козырей, которым та успешно пользовалась на старте нового сезона.

Большую часть первого тайма «фиалки» провели в обороне, сдерживая атакующие порывы соперника. Пиоли решил максимально насытить и перекрыть центр поля, стремясь загнать атаки «Наполи» на фланг и свети их к безрезультатным прострелам и навесам в штрафную.

При развитии чужих атак флорентийцы выстраивались по схеме, близкой к 4-5-1 – за линию мяча опускались все полевые игроки, за исключением дежурившего у центрального круга Симеоне. Иногда это помогало лишить центрбеков «Наполи» возможности развивать атаку через полузащиту и вынуждало тех разбивать оборону «Фиорентины» длинными передачами в атакующую треть поля.

При этом гости не шли в активный прессинг, предпочитая атаковать игроков «Наполи» ближе к середине поля и в момент приема мяча – такая тактика позволяла ловить неаполитанцев в переходной фазе и разворачивать собственный контрвыпад сопоставимыми с обороной «партенопейцев» силами.

Однако в первой половине матча атаки «сходу» у «Фиорентины» практически не получались – противник крайне редко терял мяч под давлением, вынуждая футболистов Пиоли возвращаться в оборону.
Так выглядела оборонительная структура «Фиорентины»
На правом фланге в помощь к Миленковичу, который столкнулся с постоянным давлением на своем фланге, опускался Бенасси, а также Кьеза – вместе они сужали пространство для розыгрыша мяча неаполитанцами.

На противоположном фланге в помощь к Бираги опускался Эссерик, который должен был помогать контролировать забегания Кальехона и Хюсая за спину – что, впрочем, получалось далеко не всегда. Жерсон и Верету занимали места центральных полузащитников и не давали Аллану, Гамшику и Зелиньски находить пространство для передачи на Инсинье или Мертенса.

При этом Верету функционировал как опорный полузащитник на протяжении всего матча. Главной задачей француза была охрана центральной зоны – главным образом, опека Инсинье. Когда кто-то из игроков неаполитанцев (чаще всего именно он) открывался между линиями флорентинцев и ждал передачи, Верету приклеивался к нему и играл персонально до тех пор, пока игрок нее покидал зону ответственности француза.

Делал он это достаточно уверенно и не позволял неаполитанцам получать мяч в зоне перед штрафной площадью – хотя, как было показано выше, француз допускал позиционные ошибки и оставлял зону пустой, реагируя на движения Зелиньски, который уводил Верету за собой.

В начальной стадии развития атаки игроки «Фиорентины» расставлялись по схеме 3-1. Команда сделала ставку на подключения Бираги в атаку: тройку защитников сзади составляли Уго, Пеццелья и Миленкович, к которым в центре опускался Жерсон или Верету (ситуативно могли опускаться оба, создавая, тем самым, больше возможностей для развития атаки по центру).

Впрочем, часто на помощь защитникам приходили Бенасси (который работал на правом фланге и помогал продвинуть мяч в сторону Кьезы или Симеоне) и мобильный Эссерик (который действовал по всему полю и успевал отрабатывать на каждом его участке).

Чаще всего «фиалки» выходили из обороны через длинный пас Миленковича – сербский защитник помогал партнерам преодолеть первую линию прессинга при помощи паса в направлении Эссерика или Бенасси, опускавшихся направо для помощи в развитии атаки «Фиорентины».

Кроме того, нередко гости стремились длинными передачами из глубины найти Симеоне или того же Эссерика непосредственно около чужой штрафной, уповая на то, что кому-то из них удастся зацепиться за мяч и скинуть его партнеру. Такая атака прошла всего один раз за тайм, но сразу привела к опасности у ворот Карнезиса.

Верету длинным пасом нашел Эссерика, который получил мяч благодаря позиционной ошибке Гамшика. Француз смог выиграть позицию у Максимовича и Кулибали, после чего дождался подключения своих партнеров (Бенасси и Кьезы) в свободную зону, которую им обеспечил сам Эссерик, стянувший на себя сразу двух центрбеков, и Симеоне, который увел за собой в центр Руя.
Далее последовал пас на Бенасси, который решил завершить атаку сам – хотя вариант с передачей дальше на Кьезу выглядел перспективнее, поскольку на Бенасси выбросился Руй, в то время как правый хавбек по-прежнему оставался без опеки
В первом тайме часто можно было наблюдать, как Бенасси и Эссерик менялись позициями и функционалом на поле: француз, номинально вышедший играть левого вингера, большую часть времени провел в полузащите, оказываясь в зоне розыгрыша мяча – чаще всего, на правом фланге, через который «Фиорентина» развивала большую часть своих атак.

Бенасси же, начинавший встречу в центре поля, постоянно поддерживал атаки своей команды: так, когда подопечные Пиоли переходили к позиционному нападению, Бенасси, наряду с Симеоне и Кьеза, заполнял штрафную площадь «партенопейцев».

Такие подключения итальянца приковывали к нему внимание обороны, которая была вынуждена держать сразу трех игроков «фиалок», оставляя другим возможность подключаться вторым темпом и атаковать ворота Карнезиса из зоны, образовывавшейся между защитой и полузащитой неаполитанцев – чем, впрочем, подопечные Пиоли почти не пользовались.

Другой опцией «Фиорентины» при позиционных атаках было создание перегруза на одном фланге и перевод мяча на другой – стандартный прием для современного футбола.

Кроме того, «фиалки» сделали ставку на стандартные положения, которые они явно отрабатывали перед матчем. При стандартах они уповали на два ключевых элемента: вбегание в штрафную площадь и навес на ближнюю штангу.

Первый элемент использовался при штрафных ударах: игроки «Фиорентины» до подачи выстраивались в 3-4 метрах от защитников «Наполи» и начинали забегать в штрафную площадь за секунду до навеса. Второй элемент использовался на угловых: флорентийцы делали ставку на то, что кому-то из игроков удастся сделать скидку на дальнюю штангу, где мяч поджидала целая группа игроков. Впрочем, несмотря на то, что розыгрыши были необычными, неаполитанцам удалось не допустить возникновения опасных моментов у своих ворот.

В начале второго тайма оба наставника внесли ряд тактических коррективов. Как показалось, Анчелотти попросил Инсинье смещаться в глубину чаще, чтобы его открывания под передачи создавали больше пространства под рывки партнеров по команде. Также можно отметить, что ближе к атаке стал действовать Гамшик – словак участвовал «вторым темпом», занимая позицию перед штрафной площадью и оказываясь на ударной позиции после скидок партнеров – главным образом, Кальехона.

В штабе гостей ответили изменением тактического рисунка. Увидев, что команда часто проваливается на правом фланге, позволяя Рую свободно подключаться к атаке, Пиоли попросил Кьезу опускаться пятым защитником, чтобы не давать португальцу пространства возле владений Драговски. Итальянский вингер действовал по всей бровке, опускаясь правым защитником вслед за движением Руя и успевая убегать в контратаки – необходимо отметить, что Кьеза предпочитал действовать впереди и не всегда отходил назад вовремя.

Такая расстановка помогала лучше опекать Инсинье, окончательно обосновавшегося в центре. За Лоренцо выдвигался Миленкович, который не давал итальянцу спокойно принимать и обрабатывать мяч у границ штрафной – и в то же время это позволяло «Фиорентине» сохранять четырех защитников сзади.

Кроме того, «фиалки» начали осознанно провоцировать неаполитанцев на прессинг. Короткими перепасовками они выманивали игроков «Наполи» вперед, а затем длинными передачами посылали мяч в свободную зону. Особенно эффективно это работало, когда флорентинцам удавалось выманить со своих позиций полузащитников и центрбеков.
Симеоне отходил в глубину, утягивая за собой двух-трех игроков соперника, включая одного из центральных защитников (Максимовича). В это время один из полузащитников (Эссерик) подключался в свободную зону, где получал мяч и разворачивал атаку широко, подключая игроков на противоположном фланге
Однако «Наполи» не потерял инициативу – «партенопейцы» по-прежнему много владели мячом и искали свободное пространство впереди. Этим и объясняется новая роль Инсинье, которая позволяла Гамшику и Зелиньски более активно подключаться в атаку, чтобы буквально запереть «Фиорентину» на ее половине поля.
Постепенно неаполитанцы перешли на новую схему в атаке – ситуативно они выстраивались 4-2-4 (особенно после замены Мертенса на Милика). Зелиньски и Кальехон (а впоследствии и Уна) в зависимости от фазы игры отрабатывали и в обороне, и в атаке
При этом если Кальехон в атаке держал ширину на своем фланге практически в одиночку, то Зелиньски сваливался в центр, освобождая пространство Рую – таким образом, иногда у неаполитанцев в активном прессинге на чужой половине поля оказывалось сразу 5 игроков.

С выходом Милика «Наполи» окончательно перешел к стратегии с использованием ложных открываний – игроки атакующей группы уводили за собой защитников «фиалок», «расчищая» путь для партнеров по команде. На 63 минуте сразу два ложных открывания – Милика и Инсинье – позволили Зелиньски выйти на ударную позицию и неточно пробить.

После выхода Уна вместо Кальехона хавбек Аллан при начале неаполитанских атак стал опускаться на одну линию к центральным защитникам – при этом линия обороны «Наполи» стала располагаться крайне высоко, в районе центральной линии. Подопечные Анчелотти продолжали вдавливать «фиалок» в свою штрафную, нагнетая все больше опасности.

Гости же продолжали искать свое счастье в быстрых контратаках – о позиционном нападении игроки «Фиорентины» даже не задумывались. Основная нагрузка по развитию контрвыпадов ложилась на плечи Кьезы – молодой итальянец своими скоростью и движением пытался создавать угрозу на правом фланге, где не всегда успевал дорабатывать Руй – и периодически это приводило к опасным подходам к воротам Карнезиса.

В этом ему помогал Эссерик, который по-прежнему действовал по всему полю и оказываться в зоне мяча, создавая давление на неаполитанцев и цепляясь за мячи вблизи у чужой штрафной.

После двух замен «фиалок» в центре поля – Жерсона на Дабо и Верету на Фернандеша – подопечные Анчелотти еще активнее начали искать пространство по центру, надеясь взломать зону, которую ранее опекал французский опорник. И однажды им это удалось.

Голевая атака неаполитанцев началась с неточного длинного паса вперед со стороны «фиалок». Перехватив мяч, Кулибали доставил его Гамшику, который отдал передачу вперед на Милика, оставшегося без опеки, так как его не успел перекрыть Дабо.
Польский форвард собрал на себя внимание Уго и Фернандеша и отдал пас на ворвавшегося в свободную зону Инсинье – миниатюрному нападающему не составило труда разобраться в этой ситуации и отправить мяч в ворота
Забив крайне поздний мяч, неаполитанцы, в отличие от себя самих времен Сарри, решили сыграть прагматично и стали удерживать мяч, преимущественно перепасовываясь сзади.

Флорентийцы пробовали включить высокий прессинг, чтобы заставить неаполитанцев ошибаться под давлением, однако это ни к чему не привело.

Хозяева уверенно удержали минимальное преимущество в матче с соседями по турнирной таблице и взлетели на вторую строчку в чемпионате. Команда впервые в чемпионате сыграла на ноль, что при 6 пропущенных в трех предыдущих встречах можно назвать достижением.
Made on
Tilda